Ядовитая птица питоху и не только...


Конечно, все знают о том, что в природе существуют всякие ядовитые твари: пауки, змеи, лягушки...

Но чтобы ядовитыми были пернатые – об этом мало кто слышал! А, оказывается такие птицы есть и обитают они во влажных тропических лесах Новой Гвинеи.

Впервые ядовитые птахи были обнаружены здесь в 1989 году. Правда, местные то жители о них давно знали! Всё началось с того, что в Новую Гвинею прибыла группа американских исследователей из Чикагского университета. Сотрудники Департамента экологии и эволюции отлавливали здесь райских птиц для своих научных целей, но в ловчие сети периодически попадались и другие пернатые. Однажды среди «непрошенных гостей» оказался хохлатый питоху – юркая птица с ярким оперением. Доставая его из ловушки, один из учёных случайно поранился и машинально лизнул ранку на руке. Вскоре, Дамбе Бейчер (именно так звали этого исследователя) стал часто чихать. Он пожаловался коллегам, что у него  в области губ и ротовой полости у него появились неприятные ощущения в виде покалывания, жжения и онемения.

В след за мелькнувшей догадкой последовали срочные анализы. Они-то и выявили наличие сильнейшего яда батрахотоксина на теле пойманного питоху, которого брал в руки Дамбе Бейчер. Впоследствии было обследовано ещё три вида рода Pitohui, и у всех птиц нашли яд – батрахотоксин.

У людей контакты с этими птицами всегда заканчиваются сильнейшими отравлениями и кожными ожогами.

Страшный яд и отравленные стрелы индейцев

Батрахотоксин является сильнейшим ядом и известен довольно давно. В Южной Америке и на юге Центральной Америки водятся лягушки –древолазы. Часть амфибий совершенно безобидна. А вот лягушки-древолазы из рода листолазов сильно ядовиты и выделяют они именно батрахотоксин. Известно, что индейцы перед  охотой смазывали стрелы для духовых трубок этим ядом: они проводили наконечниками стрел по спинкам лягушек-древолазов, где больше всего скапливалась слизь. Если затем охотник поражал такой отравленной стрелой животное, то его жертва уже погибала через несколько минут.

By H. Zell - Own work, CC BY-SA 3.0, Link

И неудивительно: батрахотоксин обладает кардиотоксическим действием, угнетает дыхание и приводит к параличу мышц конечностей. И вот такую ужасную отраву обнаружили у птиц. Причём, кроме трёх видов питоху батрахотоксин нашли и у синеголовой ифриты Ковальди. Она водится в тех же тропических лесах Новой Гвинеи.

Когда красота действительно страшная сила.

Ядовитые птахи на внешний вид очень привлекательны. Синеголовая ифрита Ковальди – шустрая певчая птичка размером с сойку. На голове – яркое синее оперение, напоминающее шапочку. Трудно представить, что такая пташка несёт смертельную опасность… Летальных исходов  у человека при встрече с ней не наблюдалось: зафиксированы только сильнейшие отравления и кожные ожоги. Но стоит помнить: птица потенциально опасна для жизни человека! Впрочем, вряд ли кто, из читающих эти строки, доберётся до труднопроходимых лесов Новой Гвинеи, где обитает ифрита Ковальди.

Но если эта пичужка попадёт в пасть к хищнику – то яд моментально начнёт всасываться через слизистую и, распространившись с током крови по всему организму, буквально за считанные минуты вызовет гибель напавшего животного.

По яркости оперения не уступает ифрите Ковальди и питоху. Он заметно выделяется своей оранжево-чёрной окраской на фоне малахитовой зелени тропического леса.

Броское оперение ядовитых птиц как-бы служит сигналом для окружающих: «Держите дистанцию!».

Откуда яд?

Действительно, как и где вырабатывается яд у этих птиц? Оказывается, что никак и нигде! Батрахотоксин поступает в организм пернатых из вне и, кстати, не наносит им никакого вреда… У птиц к действию яда выработался иммунитет. А «поставщиками» батрахотоксина являются ядовитые жуки Choresine pulchra. Они были открыты и изучены учёными совсем недавно – в 2004 году. Просто, эти жучки оказались для насекомоядных птиц любимым блюдом. Полакомившись ими, птицы и насыщают свой организм ядом. Если же пернатых изолировать из естественной среды обитания, лишив возможности поедать жуков Choresine, то вскоре батрахотоксин полностью выведется из их организма и птицы станут совсем безопасными.

Колумбийские родственники

Сейчас доподлинно известно, что ядовитые жуки Choresine pulhra имеют близких «родственников» в Колумбии. Как раз там же обитают ядовитые лягушки-древолазы. Возникает вопрос, а не является ли колумбийская родня кормом для ядовитых амфибий. Ведь в лабораторных условиях древолазы могут терять ядовитые свойства… Правда, у сторонников этой версии много противников, которые убеждены, что лягушки-древолазы сами производят яд, либо его синтезируют бактерии-симбионты. Во всяком случае, исследования продолжаются. Подождём их результатов!




Поделитесь с друзьями




Возможно вам будет интересно:

X

Уведомление